Поскольку никак руки не доходят до эссе, хотя бы приведу некоторые цитаты, которые хорошо ложатся на Джоссверс и спаффи как таковых
"Вместе с усилением религиозного смысла служения культ Дамы постепенно из бунта любви превращается в обет, в долг, который наложен на рыцаря. Известен частый сюжет средневековых легенд и преданий, в основе которого лежит драматическая и поэтичная история любви и служения рыцаря крестоносца Деве Марии, история даже несколько кощунственная (Деву Марию рыцарь любит больше, чем Иисуса, что есть страшный грех, тем не менее после его смерти Она заступается за своего рыцаря и добивается для него "пропуска" в рай).
Обыкновенно, рыцарь был социально на более низкой ступени, чем Дама, которой он служил, при этом условии благосклонность Дамы была практически нереальна для него. "Утонченная любовь", воспеваемая трубадурами была, как правило неразделенной, безнадежной любовью. Характерно, что она противопоставляется так называемой "fals amori" или "ложной любви", которую можно испытывать лишь к простолюдинке".
Карпачева О.А. Средневековая куртуазность "секреты блоковцев"
читать дальше"В классической кансоне трубадуров воспевается любовь «чистая», возвышенная, побуждающая влюбленного к внутреннему совершенствованию: только так он может добиться ответной любви Дамы. Но ответная любовь не исключена из мира куртуазных ценностей, просто акцент делается не на ней, а на дороге к ней. Было предпринято немало попыток истолковать куртуазную любовь как феномен эротический где сдерживаемое желание выступает на первый план; знаки внимания Дамы (шнурки, ленты, рукава и т. п.) давали повод для разговора о сексуальном фетишизме. Однако такие истолкования куртуазной любви так же однобоки, как и символическое, возвышенное ее видение романтиками и символистами. Куртуазная любовь отличается от античного эроса и восточной любви-страсти именно тем, что индивидуальное человеческое, физиологическое чувство (бледность, вздрагивания, обмороки) соединено здесь с задачей нравственного усовершенствования как социально значимой категорией.
Роль Дамы в системе куртуазной любви не так пассивна, как это может показаться при поверхностном взгляде. Она должна уметь ценить «истинную любовь», и если она слишком долго испытывает влюбленного, рискует оказаться среди приверженцев «лже-любви». ...Нравственное самосовершенствование как основа куртуазной любви проявляется особенно сильно в рыцарских романах, возникших уже после того, как в лирике сформировались основные представления о куртуазной любви. Любовь в романах чаще всего разделенная, плотская, что не мешает ей быть «куртуазной», т. е. подвигать и рыцаря, и его даму на постижение высшей нравственной сути рыцарства. Кретьен де Труа утверждает даже, что и жена может быть Дамой.
…игра в куртуазную любовь возникла при княжеских дворах феодальной Франции. Играя в эту игру, демонстрируя умение изысканно завлекать женщин, придворный подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от «деревенщины». Куртуазная любовь была прежде всего знаком престижа в мужском обществе, благодаря чему влияние созданной поэтами модели оказалось столь сильным, что смогло со временем изменить отношение к женщинам в обществе в целом. Первоначально хотя бы к определенной категории женщин, поскольку деление общества на классы распространялось и на женщин. Водораздел, отделявший «вилланок», с которыми самый утонченный рыцарь мог обращаться, как ему вздумается, от «дам» и «девственниц», был незыблемым.
Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.
"В поэзии трубадуров любовь даже выступает в роли великой уравнительницы. Перед ней, как перед богом, теряют свое значение сословные преимущества. Совершенной любви достоин не тот, кто знатен и богат, а тот, у кого благородное сердце, будь он при этом беден и незнатен (Дальфин). Поэты охотно твердят о том, что любовь несовместима с корыстью и тщеславием, что совершенная любовь облагораживает человека. По словам Монтаньяголя, "любовь не грех, а добродетель, в силу которой дурные люди становятся хорошими, а хорошие - совершенными". Ведь всякий, кто хочет обладать внутренней ценностью, "должен обратить свое сердце и свои надежды к любви, ибо любовь научает благородным и приятным поступкам; она внушает человеку, как жить надлежащим образом, она приносит радость и устраняет скорбь"
Б. Пуришев Лирическая поэзия средних веков